Управление работой крановой установки осуществляется из кабины машиниста посредством двух самоцентрирующихся в крестовых пазах командоконтроллеров, установленных в подлокотниках кресла машиниста, двух-трёх педалей и клавиш, обеспечивающих работу вспомогательных систем.
В случае необходимости максимального приближения машиниста к рабочим местам стропальщиков или монтажников краностроительные фирмы имеют и готовы в любое время, по запросам потребителей, поставить лёгкие и удобные в эксплуатации навесные или ручные переносные пульты управления кранами по кабелю или по рации.
Контроль за всеми действиями как шасси, так и крановой установки ведут все имеющиеся на машине приборы и системы.
Для обеспечения одного из основных видов деятельности машины - безопасного ведения работ - грузоподъёмные краны оснащают многофункциональными автоматическими средствами контроля и защиты. Они включают в себя ограничители рабочих положений поворотной части крана, вылета и высоты подъёма крюка, выдвижения стрелы, нагрузки и грузового момента.
Помимо этого, на кранах устанавливаются и такие приборы, как анемометры, отключающие системы крановой установки при скорости ветра, превышающей допустимые значения, и креномеры, контролирующие её горизонтальное положение при установке опор.
К средствам безопасности относятся также и устройства, обеспечивающие электроизоляцию грузовых подвесок, сигнализирующие о приближении стрел к линиям воздушных электропередач (ЛЭП), предотвращающие столкновение стрел работающих рядом кранов между собой или с окружающими их конструкциями и зданиями, а также устройства для скоростной системы телескопирования и автоматического фиксирования в расчётных положениях посекционного или синхронного выдвижения секций телескопических стрел.
Большое значение имеют предохранительные и запорные клапаны, срабатывающие при выходе из рабочего состояния систем пневмо- и гидропривода (доступ к двигателю для ремонта и хонингования блока значительно упрощен) и устройства, предназначенные для предотвращения падения груза и для его аварийного опускания при обрыве каната или выходе из строя тормоза, а также поглощающие ударные и вибрационные нагрузки и т.д.